Родина там, где не ждали

thrombo.ru.

c05be73a28c79bf6a83f57acad0a7e9b

Абхазия вряд ли может считаться популярным направлением миграции для беженцев из зоны конфликта в Сирии. Однако две страны оказались тесно связаны друг с другом историей.

Абхазия – не самый очевидный выбор для сирийских мигрантов. Эта маленькая кавказская республика, независимость которой в 2008 году признала Россия, а большинство стран мира считают грузинской территорией, стала прибежищем для нескольких сотен беженцев.

Выбор мигрантов в пользу Абхазии, а также готовность властей страны принять новых людей, вовсе неслучайны – приезжающие в страну беженцы являются потомками мухаджиров (абхазов и черкесов), покинувших историческую территорию проживания (Северо-Западный Кавказ) в результате войны России на Кавказе в XIX в. 

Хотя большинство из новоприбывших по факту являются беженцами, в самой Абхазии их называют «репатриантами». Это связано с тем, что сирийские беженцы, которых с начала конфликта прибыло более 500 человек, переехали в республику в рамках государственной программы по репатриации, которая действует в Абхазии с 1993 года. 

Стремясь к балансу

Абхазы в Сирии появились после Шестидневной войны 1967 года, которую Израиль вел против коалиции арабских государств (Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира). Именно тогда абхазы и черкесы, проживавшие в крупном населённом пункте Гасания (ныне территория Израиля) покинули Голанские высоты и переехали в Дамаск и его окрестности. 

На сегодняшний день точных данных о численности абхазов и абазин в Сирии нет. Принято считать, что членами черкесской общины в Дамаске до конфликта в Сирии были около 1500 абхазов и абазин, которые жили в разных районах Дамаска, вместе с более многочисленной диаспорой – адыгами – черкесами (50-70 тыс чел). По словам моего собеседника, имя которого я не называю по причине безопасности, сегодня в Сирии продолжают оставаться несколько сотен этнических абхазов. 

После обострения кризиса в Сирии в 2012 году, абхазские власти, при помощи черкесских диаспор и российского Министерства иностранных дел, создали коридор для сирийских мухаджиров. По данным МИД Абхазии, самый большой поток сирийцев пришёлся на 2012 год, когда в Абхазию из Сирии приехали 186 человек. В результате, главным органом, ответственным за прием и размещение мигрантов, стал Государственный комитет по репатриации.

Случайности в этом нет. Главной целью Госкомитета по репатриации является изменение демографического баланса в Абхазии в пользу титульного этноса – абхазов, которые, в силу увеличивающегося присутствия армянской общины в республике, могут оказаться в меньшинстве. Хотя согласно данным переписи населения Абхазии за 2011 год численность армянской общины составляет 41 тыс против 122 тыс абхазов, по неофициальным данным численность армян практически сравнялась с абхазским населением республики. 

В полномочия Госкомитета по репатриации также входит оказание репатриантам финансовой помощи, предоставление жилья, оформление гражданства Республики Абхазия. По этой программе до 7 тыс абхазов и абазин из Турции, Иордании и других стран уже получили абхазское гражданство. Только в 2013 году на мигрантов из Сирии было направлено более 40 млн рублей из абхазского бюджета. Огромная, по местным меркам, сумма.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры по возвращению соотечественников, с одной стороны, и привлекательность Абхазии для черкесско-абхазской диаспоры, с другой, республика так и не стала домом для сирийских абхазов и черкесов. По данным Госкомитета по репатриации, из Сирии в Абхазию переселились 520 человек. Среди них 180 – этнические абхазцы, остальные – черкесы. Однако республику в качестве места постоянного проживания выбрали только 390 человек, остальные вернулись в Сирию или переселились в другие страны. Многие из тех, что остались, также не связывают свое будущее с Абхазией. Этому есть ряд объяснений.

В Абхазию из Сирии переселились 520 человек. Среди них 180 – этнические абхазцы, остальные – черкесы

Самая главная – языковой барьер, который снижает шансы репатриантов на получение работы. Для арабо и тюркоязычных абхазов национальный язык республики стал настоящей проблемой, в особенности для людей среднего возраста. По данным социологического опроса, проведённого в 2015 году Центром социологических исследований при президенте страны, среди 1000 опрошенных за рубежом абхазов, лишь 77 человек ответили, что говорят на абхазском языке.

О знании беженцами русского языка также говорить не приходится. В действительности, многие репатрианты, которые переселяются в Абхазию как абазины, знают черкесский язык, в силу того, что они живут среди адыгов (кабардинцев), чей язык более распространён среди общин Ближнего Востока.

«Я купил себе билет и поехал в Краснодар» 

Другим негативным фактором для сирийских абхазов является религия. В большинстве своем беженцы из Сирии – мусульмане-сунниты, а абхазы в Абхазии – православные христиане. По этой причине многие сирийские черкесы переехали на Северный Кавказ, который им показался более комфортным в плане культуры и религиозных традиций. 

Семья Наурыз Абас, который много лет назад сам переехал из мирной Сирии в Краснодар, оставив в Сирии свою семью – яркий тому пример. 

«Я был военным, мой отец также всю жизнь служил в сирийской армии. Когда появилась возможность в 1999 году, я купил себе билет и поехал в Краснодар, – говорит Наурыз. – Мои предки – черкесы, родом из тех мест, где сейчас находится город Туапсе. После Кавказской войны XIX века они переехали в Константинополь, а затем оказались на территории пригорода Дамаска, тогда его еще не было, также как и самой Сирии». 

Репатриат Хаджи Бек (псевдоним) рассказывает свою историю в МИД Абхазии. 

В Абхазии Наурыз работает строителем. Этнически себя он считает черкесом. Его предки говорили на шапсугском диалекте, что ближе к абхазскому языку, чем кабардино-черкесскому. Однако сам Наурыз говорит на кабардинском, так как он вырос в селе, где жила кабардинская община. 

«Когда началась война в Сирии, моя семья – супруга и двое дочерей 12 и 14 лет – оказались в опасности, – продолжает свой рассказа Наурыз. – В 2013 году мне удалось их вывезти в Абхазию. Там они жили в абхазской семье, а я работал в Нальчике, на стройках. Так продолжалось несколько месяцев, а затем я их перевёз в Нальчик». 

По словам Абаса, большая проблема, которая встает перед беженцами, приезжающими в Россию – оформление документов. «Официально беженцем я не являюсь, у меня нет вообще никакого гражданства. Я утратил свой паспорт, а восстановить его не могу, так как в Сирии идет война. Однако моя семья приехала по туристической визе, которую они получили в Дамаске по приглашению. И сейчас нам ее нужно продлевать. В Абхазии нам пока еще не дали гражданство, так как для этого нужно иметь ряд документов, которые мы не можем получить в Сирии из-за продолжающейся там войны», – говорит Наурыз. 

В Абхазии сложно найти работу, но тяжелее обустроиться

«В Абхазии сложно найти работу, но тяжелее обустроиться. А в Кабарде у меня много знакомых, я здесь много лет работаю, поэтому решил и семью перевезти сюда. В семье работаю лишь я один, нам нелегко, но мы как-то живем, слава Аллаху», – заметил Наурыз. 

Еще одним фактором, определившим выбор региона проживания Наурыза, но о котором он умолчал в интервью, является ислам. Он и его семья – практикующие мусульмане, девочки носят хиджабы. Хотя в Абхазии предпочитают не обсуждать проблему религиозных предпочтений открыто, совместное проживание христиан с мухаджирами-мусульманами иногда порождает конфликты.

Абхазская мусульманская община состоит из трех групп: местные абхазы-мусульмане; представители диаспоры из Турции, Сирии, Иордании, переехавшие в Абхазию; представители северокавказских этнических групп (абазы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы), временно или постоянно находящиеся в Абхазии.

По данным различных организаций, в том числе полученных из социологических опросов, мусульманская община Абхазии составляет чуть более 10% населения республики. Радикальных групп, как на Северном Кавказе, здесь нет, но салафизм пытался пустить корни в начале 2000-х гг. Однако после убийств нескольких лидеров общин, распространение салафизма в регионе прекратилось. Хотя абхазы относительно толерантны по отношению к другим конфессиям, ислам не получил здесь широкого распространения. 

Молчаливый труд 

Мустафа Ало вместе с двенадцатилетней дочерью и семилетним сыном уже второй год живет в Сухуми. Мустафа и его супруга – абазины и репатрианты из Сирии. Дети Мустафы Ало учатся в средней школе в Сухуми. Его семья, также как и его родители, исповедует ислам суннитского толка. 

«Самая главная проблема для меня – найти работу по специальности. Я инженер-строитель, в Сирии работал начальником стройки в крупной строительной компании, которая руководила строительством объектов, принадлежащих министерству внутренних дел», – говорит Мустафа Ало.

«Моя супруга – врач, она не может устроится даже медсестрой, так как у нас нет документов, которые необходимы для подтверждения профессиональной пригодности. И язык мы плохо знаем, вот еле начали говорить на русском языке», – сетует Мусафа.

Сухум, 2014: Сирийские репатриаты поют хором на фестивали. .

По его словам, после того, как он и его семья, получив визу, смогла переселиться в Россию, они сразу перебрались в Абхазию, где им оказали помощь в Комитете по делам репатриантов. «Мы некоторое время вместе с другими репатриантами жили в санатории, а затем нам предоставили домик в Гудаута», – рассказывает Мустафа. 

«Я работаю сейчас строителем, ремонтирую квартиры в бригаде из двух человек – меня и еще одного молодого парня из Сирии, который здесь учится, он студент АГУ. В сезон мы неплохо зарабатываем, но зимой нам приходится туго, так как заказов нет, а прожить на пособие очень сложно», – рассказывает Мустафа Ало. 

В 2015 году к уже существующим проблемам вокруг вопроса о мигрантах, добавились и экономические проблемы. На фоне снижения российской финансовой помощи, в Абхазии участились случаи задержек пенсий и пособий, что не могло не оказать влияние на внутриполитическую ситуацию в республике.

Стали возникать споры вокруг размеров пособий для малоимущих и репатриантов. Ежемесячное пособие для репатриантов в Абхазии составляет 10 тыс рублей – сумма соизмерима средней абхазской зарплате. Внутриполитический кризис, ставший причиной смены элит в мае 2014 года, также снизил активность самих абхазских властей в этом направлении.

Стали возникать споры вокруг размеров пособий для малоимущих и репатриантов. Ежемесячное пособие для репатриантов в Абхазии составляет 10 тыс рублей – сумма соизмерима средней абхазской зарплате

Внешний фактор 

«Российский фактор» также оказывает значительное влияние на ситуацию вокруг абхазской и черкесской диаспор за рубежом. Сворачивания российских траншей, которые стали буквально инструментом для шантажа абхазских элит, привели к сокращению финансирования во всех сферах жизнедеятельности республики. Социальные выплаты не только не индексировались, но появились задержки по их выплатам. 

Более того, поскольку черкесы в Сирии воюют и на стороне оппозиции режиму Ассада, Россия прекратила выдачу виз представителям этой этнической группы. Пострадали и абазины, которые являются наиболее близким абхазам субэтносом. В итоге оказалось, что сирийский коридор для репатриантов в Абхазию попросту опустел. 

Еще одним ударом по абхазским репатриантам может стать конфликт между Турцией и Россией, который привел к анти-турецким санкциям. Абхазия же, позиционирующая себя как стратегический партнер Турции, оказалась между молотом и наковальней. И первый удар от этих санкций, в случае если Абхазия согласится распространить их и на своей территории, придется, в первую очередь, по диаспоре. 

Сухумская мечеть. 

В позапрошлом столетии война с Османской империей стала причиной высылки значительного числа черкесов и абхазов с территории Кавказа. Сегодня в Турции компактно проживает около 100 тыс абхазов. В Сирии, по данным правозащитного центра «Мемориал», проживает около 8-10 тыс абхазов. Среди них представители таких абхазских родов, как Амарщан, Агрба, Куджба, Гечба, Маан, Чичба, Кайтан и другие. 

В конце ноября Сонер Гогуа, глава фонда «Апсны» и репатриант из Турции, проживающий в Абхазии, заявил, что сегодня визовый режим, введённый Россией в отношении граждан Турции, сказывается на турецких бизнесменах, которые представлены в Абхазии репатриантами.

По словам Гогуа, они попадают в Абхазию только через российские транспортные узлы. Например, аэропорт в Сочи. И если в ближайшее время Россия ограничит передвижения турецких судов на Черном море, то Абхазия рискует пострадать от этого экономически. Турция является вторым ключевым инвестором в абхазскую экономику, после России, разумеется.

В самой Абхазии громко обсуждают данную ситуацию, которая, по мнению большинства, может стать причиной утраты связи с диаспорой. А с ней Абхазия связывает своё будущее.

Ислам Текушев

Источник: kavpolit.com

Be the first to comment on "Родина там, где не ждали"

Leave a comment