Российский мировой проект

thrombo.ru.

08b30b8c126377f3362d8f05678d000d

Центр научной политической мысли и идеологии скоро выпустит книгу — результат многолетней работы над проблемами мирового развития и позиционирования России в мире. Ее нынешнее положение плачевно и продолжает «под мудрым водительством» деградировать. Будучи связанной с миром тысячами нитей, страна и сама, внутри самой себя, деградирует. Что здесь причина, что следствие? Но в истории страны было и иначе. В противном случае она не смогла была бы быть мировым фактором столь длительное время. Мир после распада СССР стал заметно меняться. Значит наша страна действительно была фактором мирового прогресса и развития. Почему все это происходит? Что и как следует России предъявлять миру? К чему призвать мир? Что и как преобразовать в самой себе, чтобы вернуть очевидно утраченное моральное право и авторитет для таких призывов и влияния на мир.

Но наша книга не только констатирует проблемы. Она проектирует их решения. Она поднимает проблему Российского мирового проекта, проекта преобразования мира к более справедливому, нравственному и праведному. Двенадцать мировых инфраструктур должны быть переустроены. Мы говорим — как именно.

Конечно, выдвигаемый Российский мировой проект должен был бы звучать от имени России на мировых площадках, в ООН, устами руководителей России. И когда работа начиналась — мы на это наделись. Сейчас же с очевидностью стране сначала придется обновиться внутри себя и только потом проект сможет быть востребован на политическом уровне руководства внутри страны. Задача становится двузвенной. Но чем раньше книга и наш Российский мировой проект увидит свет, тем больше людей с ним ознакомятся и тем раньше он начнет работать на нашу страну и на все человечество.

Сегодня мы публикуем введение в работу и надеемся почувствовать по откликам наших друзей и союзников о постановке самой задачи, и ее решении, насколько созрел момент. В конце концов, это мировой проект, и в мире тоже должны знать, что Россия не исчерпывается неприемлемой нынешней внешней политикой, обанкротившимися политиками и прогнившим политическим режимом. Она обязательно оздоровится и еще скажет свое слово для всего человечества!

 «Россия и мир» — так называется предлагаемая читателю научная монография. Определенно возникает ассоциация с вечным произведением Л.Н.Толстого «Война и мир». Много споров идет о том, в каком смысле писатель использовал слово «мир». Мир как антитеза войне? Мир как обозначение человечества? Мир как сообщество, характерное для русского образа жизни? Скорее всего он выбрал такое название потому, что оно именно неоднозначно и с ходу рождает мысль, пробуждает и активирует сознание читателя.

Авторы предлагаемой монографии, задумывая ее, формируя план ее содержания, структуру исследования, до конца не представляли себе куда их приведет исследовательский путь. Было ясно рационально и ощущалось эмоционально, что с позиции неравнодушия к действительности и ответственности за происходящее при взгляде на окружающий мир, более обширном, чем только собственное благополучие, — первичный вывод и диагноз несомненно тревожные. Для русского российского человека, гражданина, ученого такой вывод распадается на два контента. Что с Россией? И что с миром, человечеством в целом? И по размышлении понимаешь, что эти вопросы в России стоят столько, сколько существует наша страна.

Россия большая и специфичная страна — цивилизация. Специфика любой цивилизации — не просто внешние отличия в культуре и религии. Они скорее промежуточные маркеры, наблюдаемые свойства, чем историческая аксиоматика страны, ее базовые сущностные основания, которые только и есть объяснения всему. Не только природа, характерная для места развития той или иной страны, но и социальная эволюция, приведшая к выбору этносом, сообществом этносов определенных ценностей, формируют любую цивилизацию[1]. Выбор ценностей. Какие они? Прежде всего материальные и духовные. Попробовав определить, что такое «духовное», неизбежно приходишь к пониманию, что это антитеза материальному и меркантильному. На, казалось бы, простой альтернативе, простом различии строится весь мир. Почему возникло это различие? Вечно ли оно?

Оно возникло прежде всего из закона эволюции живой природы и социальной природы человечества, Человека разумного[2]. Человек — существо физическое, материальное, телесное. В этом он не отличается от животного. Но это его прошлое: предыдущая точка отсчета в эволюции. Однако есть нечто, отличающее человека от животного, и это нечто развивается, все удаляя и удаляя человека от его первичного состояния. Удаление направлено в будущее. То есть эволюция, развитие, прогресс человека направлены и идут от материального доминирования в его сложносоставной сущности к нематериальному, духовному, производному разумности. Тот проект устройства общества, государства, цивилизации, который основан на материальности, «тянет» человека, его сообщество и институты назад. Он контрэволюционен, а значит, неконструктивен, тупиков. И напротив, не отрицая необходимости обмена вещества и размножения организма человека на идущем этапе эволюции, можно, следуя предложенной логике, уверенно говорить, что есть иные, прогрессивные и перспективные устройства общества, государства, цивилизации. Такая дихотомия: против или по пути с законами эволюции, развития человека и человечества — всегда будет. Всегда будет и соревнование этих начал.

Так, дихотомически построены и современные локальные цивилизации и государства, к ним относящиеся. Результирующая развития мира является итогом борьбы двух начал. В истории мира их всегда олицетворяют конкретные государства, соответствующие идеологии, политические доктрины и политические силы. Кто перетянет этот символический канат, тот и форматирует мир. Таким и становится мир. Если бы этих качелей не было, то мир все еще находился бы в состоянии праисторическом, полуживотном. Какие страны и цивилизации относятся к первому и второму типу? Особенно понимая при ответе на этот вопрос, что чистых «видов» не бывает, всегда имеет место какая-либо смесь признаков и качеств. Тем не менее Запад, по большинству научных мнений, относится к цивилизации материальной. Восток неоднороден. А вот Россия историческая всегда была именно Россией тогда, когда она тяготела ко второму, контрматериальному типу. И во времена надежды на «Москву-Третий Рим», и во времена Священного Союза, и во времена СССР и его ведущей роли в форматировании мира.

Современная постсоветская Россия, как это уже бывало в ее истории, вот уже более 20 лет ставит над собой эксперимент, отклонившись от своей идентичной сущности в стремлении присоединиться к несвойственной ей модели, цивилизации Запада. Она стремится отказаться от своей цивилизационной исторической роли баланса, противовеса материальности и меркантилизму Запада. Она «растворяется» в Западе. Тем самым она исчезает как фактор влияния на мир, как фактор форматирования мира, как генератор идей и предложений миру по вечному вопросу — камо грядеши, куда и как ему развиваться. Россия исторически исчезает как фактор развития мира. Почему и зачем она избрала себе такой безмолвный, вторичный и пассивный путь? Очевидно, как этот выбор повлиял на ее потенциалы, успешность развития в сторону деградации, угроз и сползания к потрясениям, если не к развалу. Зачем сделан такой нездоровый выбор?

Но ведь множество успешных государств живет в западном мире, сделали и довольны своим цивилизационным выбором. Почему бы России не следовать такой возможности? К сожалению или счастью, но никто не волен быстро и радикально менять сущность вещей. Ни одна современная человекоподобная обезьяна в обозримом времени в человека не превращается. Ни одна цивилизация, как аналог биологического генетического программатора, не может быстро перепрограммировать свой социальный, культурный, психологический программатор. Подобные попытки сродни вивисекции или генной инженерии, которая нередко заканчивается уродствами и гибелью мутантов.

Историческая Россия была успешна в своем развитии тогда и только тогда, когда она не изменяла себе, была цивилизационно идентичной. Так сложилось в ее развитии, что Россия — это большая территория, собрание народов и культур, замечательная уникальная смесь генофондов различных этносов, перекрестье геополитических путей и направлений. Россия — принципиально страна, живущая не в регионе. Она живет в мире. И как любая среда необходима живому организму: без нее организм умирает, — так Россия не может жить вне мира, без своей активной роли в нем, без своей миссии. Вопрос «Россия и мир» — не надуман. Он вытекает из сущности России как державы, из ее истории. Строгий корреляционный анализ показывает, что страна успешна, когда она именно такая, и не успешна, когда она не такая.

Развитие конкретной страны происходит не только по воле небес или других влиятельных государств. Это дело и собственное, рукотворное. Народ, элиты, политические механизмы вырабатывают идеологию, доктрину, повестку, задачи развития страны, модели ее позиционирования в мире. На этом языке, языке технологий государственного строительства, государственного управления следует сформулировать постановку вопроса так: что Россия тогда успешна, когда она имеет и реализует свой собственный мировой проект.

Что понимается под мировым проектом? Pax Аmericana — это мировой проект. Социализм и коммунизм — это мировой проект, Третий рейх был мировым проектом, к счастью провалившимся. Христианство и другие мировые религии несли в себе черты мирового проекта. Россия не может существовать без собственного мирового проекта. В ее истории они, как видим, были. Если предельно обобщить их существо, то, как и было указано выше, все они вписываются в один полюс в дихотомии мира человечества. Неважно как называлась страна и как она была устроена.

Цивилизационное постоянство является как раз признаком страны цивилизации. Нематериальные ценности — вот практически постоянный российский императив. Русская идея — это вовсе не суррогатный клич «Россия для русских». Это идея жертвенности, и Россия действительно исторически жила согласно данному завету. У нее всегда были конкретно исторические версии этой идеологии в виде практически значимого мирового проекта. Значимого настолько, что мир обретал определенные человеческие и прогрессивные черты, становился более справедливым по «призывам», «предложениям», «инициативам» и «примеру» России. Насколько это было значимо, мы видим на показывает рис. В.1, на котором показано, как изменился в сторону несправедливости мир после распада СССР.

Рис. В.1. Абсолютная разность в доходах ВВП на душу населения 10% наиболее богатых стран и 10% наиболее бедных стран мира (в пост. ценах 1990 г.)

Выходит, что на деле историческая Россия несла миру прогресс и справедливость и что мир нуждается в российском мировом проекте.

Какой проект выносила, предложила миру и реализует постсоветская Россия? Распознать в попытках ответа на этот вопрос можно только отказ от такого рода проекта. В Конституции РФ записано следующее: «…сознавая себя частью мирового сообщества». Это пассивная и вторичная позиция. Есть мир, а мы только его часть. Но часть — это всегда лишь доля от целого. Это фактически отказ от своей роли и ответственности за форматирование и развитие мира, за его качество и его будущее.

В Конституции записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы». Фактически и тут Россия отказалась от своего суверенного и активного права, от того, чтобы она предлагала миру ценности и нормативы, а не, наоборот, исключительно и безоговорочно следовала целому, будучи всего лишь его частью.

В Конституции РФ записан фактически запрет на единую ценностную мировоззренческую платформу страны, именуя ее на правовом языке государственной идеологией. Но как Россия может позиционировать себя в мире, в пространстве борьбы идеологий, не имея своей собственной? За что, за какие ценности она собирается бороться и что отстаивать? Таковые для страны запрещены. Ни о каком мировом проекте в таких условиях и речи не может идти. И при этом в конституции записано, что высшая ценность у страны единственная — это права и свободы. Легко видеть, что калька с либеральной, «прекрасной» на первый поверхностный взгляд западной манифестации не просто лишает страну собственной ценностной иерархии, но загоняет ее в угол вторичности и беспомощности на мировой арене. Россия как цивилизационная единица исчезает. Либеральный западный манифест, записанный в конституции, задает модель индивидуализма и социал-дарвинизма, ведущую мир назад, в животное прошлое человечества.

Контент-анализ конституции России позволяет увидеть, как поставлена в стране тема нравственности (мерила степени очеловеченности человека на высшем уровне). Сам термин «нравственность» использован в Конституции только один раз в ст. 55 «3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». И речь тут идет по смыслу в основном о правах и свободах, а не собственно о нравственности.

К разряду высших ценностей Конституция РФ нравственность не относится. В их качестве указана только одна ценность в ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Это важнейшая часть Конституции. Важно видеть, на что именно в ней указано: ценен только человек и его свобода. Но каков именно этот человек — остается без уточнений. Нельзя ведь даже предположительно подумать, что ценен фашист, извращенец, последний преступник, людоед. Однако по этому поводу — умолчание. Но, как говорят правила логики в таком случае, умолчание — «допускает», а не «исключает».

Как соотносятся права и свободы человека и его ответственность и обязанности — не уточняется. Изначально постулировано, что упомянутый «человек» — это индивидуалист, живущий вне общества. Его с окружающим миром связывает только собственная свобода. Общество остается вне установления высших ценностей страны. В своей сущности это биологизаторская социал-дарвинистская и либералистская доктрина. Социальность человека, его нравственные кондиции существа истинно человеческого, категориально сущностно человеческого остаются за кадром. Основа всего — это индивид, поскольку «человек» в этой статье употребляется в качестве физиологической единицы, а вовсе не в качестве категории истинного человека. У него должна быть свобода, а остальное получится само собой. Между строк этой манифестации устанавливается, что дальше работает право силы, а совсем не кооперативной ответственности. Поэтому человек, по ст. 2, становится преуспевающим, только если он этого сможет добиться сам. Ну чем не борьба за выживание по Дарвину? Что это, как не обращение вектора эволюции человека и его общества назад, в биологическое прошлое человека? Конституция обязательна для исполнения, и страна следует ее предписаниям. Такой Россия и становится.

Выходит, Россия подписалась под приговором сама себе об отказе от своей роли и вклада в дела мира и человечества, в его прогресс?

Выходит, прав был Д.А.Медведев, когда подтверждал этот приговор беспомощности и вторичности страны, провозглашая 9 ноября 2009 года в интервью журналу Der Shpigel: «У нас те же ценности, что и у вас. Я не вижу больших различий в том, что касается свободы и прав человека. Политическая культура и экономическое развитие… членов Евросоюза ничуть не отличаются от российских реалий». Выходит, Россия отказалась от своего мирового проекта? Ей нечего от своего собственного имени предложить и Западу, и миру в целом?

Трудно с этим согласиться. К счастью, история и глубинный анализ российской государственной сущности показывают, что это не так. Да, постсоветская Россия стремительно деградирует и утрачивает свою роль в мире. Все больше стран ее не понимают, боятся, не уважают, не доверяют и даже ненавидят. Но это следствие именно того, что Россия стала как бы «не-Россией», утратила свою сущность и идентичность. У России как у «части» мира, и здесь очевидно, что западного мира, нет права на свой мировой голос. У части нет права голоса. Такое право есть только у Запада в целом. Но на самом деле ей есть что сказать, предложить и к чему призвать мир. И сделать это так, как никто не смог бы сделать. Так было в истории, так будет и впредь, что утверждается в результате проведенных исследований, составивших содержание книги. Россия имеет свой мировой проект, она без собственного мирового проекта не может успешно существовать. Она в этом случае просто перестает быть Россией.

Тема, поднимаемая в книге, напряжена в публичном политическом и идеологическом плане. Она в поле реальной политической и государственной дискуссии. В таких поисках истины часто доминирует интерес, а не критерии научной истины. Поэтому авторы следовали жестким предписаниям методологии именно научного анализа и поиска ответов. Рассматривались факторы развития мира и России. Тщательно, на основании статистических и социологических данных оценивались состояние и мира, и России и динамика их развития. Изучался исторический процесс и генезис диагностируемых состояний. Все оценивания делались на основании четких и прозрачных ценностных критериев. В свою очередь, эти критерии согласованы с представлением о прогрессивной эволюции человека и человечества, тщательно удалены от вкусовых предпочтений или узких персонализированных и групповых интересов. Книга дает ответы и рекомендации не лицам, группам и «заказчикам». Ее ответы адресованы Человеку и Человечеству, даны в самых больших смысловых координатах.

Главным результатом исследования является то, что современной России нужен свой мировой проект. У нее есть все основания обрести его. Но для этого нужно восстановить смыслы своего бытия, оздоровить самое себя от негодного либерально космополитического эксперимента и самоизбиения. Тогда и только тогда сможет появиться Российский мировой проект, само моральное право страны обращать к миру призыв, предложение и пример.

Нет сомнений, что мир ждет этого возрождения России, что мир нуждается в обновлении. Слишком многое указывает на пагубные тенденции и содержание действующего миропорядка.

Книга дает образ, концепцию, основные идеи этого мирового проекта. Проект — это не собрание пожеланий и вкусовых предпочтений авторов. Российский мировой проект — это диагноз состояния и движения мира, его критический разбор, применение четких ценностных критериев и предложение иных порядков мироустройства. Таких основных порядков двенадцать.

1. Мировая финансовая система для обеспечения обменов.

2. Система материальных обменов: торговля.

3. Система глобального информационного поля (включая науку и технологии).

4. Система военно-политического контроля и надзора за миром.

5. Система жандармского давления и вмешательства в дела стран и народов.

6. Спецсистема (спецслужбы) для тайных операций.

7. Глобальная система культуры и искусства.

8. Система формирования идеологического поля и идеологических манипуляций.

9. Система глобальной экологической, космогонической, геоприродной безопасности.

10. Система управления мировыми природными ресурсами.

11. Система консолидированного координирования и управления мировым политическим процессом.

12. Система консолидированного координирования и управления мировым гуманитарным процессом (миграция, демография, продовольствие, здоровье, образование).

Это своего рода инфраструктуры мироустройства. Они строятся на основании ценностной доктрины и вполне конструкционны, т.е. определенны. Их можно построить таким или иным образом. На сегодня доминирует американизм, западный цивилизационный мировой проект. Но именно он несет ответственность и объясняет сползание мира в сторону от добра и эволюционного прогресса.

Следуя своей методологической традиции, авторы предлагают альтернативные конструкты указанных миропорядков. Альтернативно главное содержание именно по отношению к современному американоцентричному, западноцентричному миропорядку. Особо следует отметить, что предложения носят вполне технологический характер. Следуя им, можно начинать строительство нового мира. Иными словами, российский мировой проект — это ценностный выбор и идеологическая манифестация, научно ответственное всемирное и всеисторическое обоснование этого выбора, проблемный диагноз и причины происходящих деформаций и зла в мире, ответы на эти вызовы, а главное — самостоятельные инициативные предложения: как и что строить в мире, куда двигаться, с кем и во имя чего объединяться. Ключевые слова здесь: новый облик мира, новые цели и пути развития, новое всемирное объединение, Новый Интернационал.

Многие сотни и тысячи лет назад миру были даны религиозные проекты миростроительства — и мир изменился. 150 лет назад К.Маркс вышел в интеллектуальное и общественно-политическое пространство со своим Манифестом коммунистической партии. Он дал научную парадигму, идеологическую ценностную манифестацию и основу организационно-политической программы. И мир изменился!

Но прошло 150 лет. Знание и понимание законов и смыслов мироздания ушло существенно дальше. Современный мир стал гораздо более динамичным, опасным и лукавым. Вероятно, объективно пришло время нового выбора, нового мирового проекта. Исследование показало, что Россия может это сделать! Авторы уверены в этом не эмоционально, а вполне рационально — так, как и положено в научном познании и научно обоснованном проектировании человеческой «строительной» деятельности.

В разделе 5.3 книги тоже дан манифест — «Манифест грядущего человечества». У авторов есть полная убежденность, что потенциал Манифеста №2 поможет строительству нового мира, более справедливого, более честного, более нравственного, более человеческого, более прогрессивного.

Судить об этом читателю нужно будет, конечно, самому, пройдя по страницам этой книги.

Российскому читателю особенно важно увидеть двухзвенную задачу: Россия, излечившись, получит моральное право на свой мировой проект и обязательно его выдвинет!

Авторы благодарны многим коллегам за дискуссии, предоставление материалов и другую помощь при многолетней работе над этой книгой. Начиналась работа в содружестве с д.полит.н. В.И.Якуниным, которому авторы благодарны за поддержку и участие. На определенном этапе внесли свой творческий вклад в эту работу многие сотрудники Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, которых авторы искренне благодарят.

Степан Сулакшин

Источник: rusrand.ru

Be the first to comment on "Российский мировой проект"

Leave a comment